Первый год жизни — огромный шаг вперёд в речевом или лингвистическом развитии. Родители уже в течение первых месяцев могут оказать посильную языковую поддержку своему ребёнку. Разберемся, как нужно действовать и узнаем, когда( во сколько месяцев) ребёнок начинает гулить, агукать и лепетать.
Когда (в каком возрасте) ребенок начинает гулить и агукать
Дети до рождения слышат в утробе сердцебиение матери, ее голос, тренируют слух. После 28 недели беременности слух у будущего ребёнка уже полностью развит. Мама, которая разговаривает с еще нерожденным младенцем, закладывает фундамент для развития его языка.
После рождения дети хотят общаться и могут это делать разными способами:
- Крик — первый звук, самое сильное выражение чувств новорожденного в первые месяцы жизни. Он содержит в себе две гласные «у» и «а».
- Младенец использует язык тела, меняет выражение лица, кряхтит, улыбается, хмурится.
- В зрительном контакте с глазами мамы ребёнок «говорит», как он себя чувствует, хорошо ли ему или неудобно, хочет ли он есть или отдыхать.
- Младенец, обмениваясь взглядами с родителями, ощущает, что может общаться и что-то менять в своем окружении, что это приятно и весело.
- Внимательные родители интуитивно «читают» сообщения, интерпретируют «высказывания», игнорируют или отвечают на них.
Новорождённый в первые 4 недели жизни совершенствует способность различать голоса, интонации. Появляется неосознанное агуканье.
Через 2 месяца младенец понимает, что между его душевным состоянием и обращением к нему существует связь. Например, если он ведет себя беспокойно, то слышит утешительные, успокаивающие интонации в голосе мамы.
На заметку! Свои первые агукающие звуки дети начинают издавать между шестой и восьмой неделями жизни.Они произносятся очень мягко, с гортанным произношением. Некоторые общительные детки могут начать агукать уже в месячном возрасте.
Чуть позже, ребёнок начинает учиться связывать происходящие вокруг него события с языком общения. В возрасте 3–4 месяцев может узнать свое имя, понять, дружелюбные выражение лица и тон.
Постепенно младенец начинает понимать, что недовольное выражение лица связано с раздражающим голосом, а улыбающееся лицо – с дружелюбно звучащим.
Читайте также:
Некоторые дети неоднократно с удовольствием произносят определенные слоги в разных сочетаниях. Другие после этапа гуления могут успокоиться, а позже удивляют четко произнесенными слогами и даже словами. Как следует из закономерностей психологии развития, первые слова следует ожидать в возрасте 7–18 месяцев.
Когда ребёнок начинает улыбаться
Многие родители замечают улыбку на лице новорождённого уже в первые дни жизни. Чаще это происходит во сне или во время кормления. Но это еще не способ выражения эмоций. Медики считают, что это происходит рефлекторно. Только что родившийся малыш пока не умеет выражать эмоции и чувства.
Однако, назвать временной промежуток, во время которого младенец должен начать улыбаться в ответ на внешние раздражители, можно. Нормой считают возраст малыша от 4 до 8 недель с момента рождения.
Как развивать и совершенствовать гуление
Когда малыш начинает агукать, его может забавлять собственный голос. Происходит развитие пространственного видения, слух становится все более дифференцированным.
Красочные вещи намного привлекательнее, интереснее. Лучше воспринимаются различные звуки. Ребёнок исследует материальный мир руками и ртом. Происходит дальнейшее развитие моторики.
Родители беспокоятся, когда малыш не гулит после 3–4 месяцев. Чаще всего это никак не связано с какими либо физиологическими отклонениями в развитии. Просто ребёнку нужно больше общения.
Как научить ребёнка говорить «агу»
- Произносите обращенные к младенцу слова не слишком громко, но и не тихо.
- Избегайте крика, раздраженного тона.
- Следите за интонациями в речи, мимикой. Дети очень чутко реагируют на проявления негативных эмоций, а положительные являются провокатором звучания.
- Постоянно поддерживайте зрительный контакт, чтобы ребёнок видел лицо говорящего с ним.
- Не включайте громко телевизор, музыкальный центр, компьютер в комнате, где находится младенец.
- Когда ребёнку исполнится 3–5 месяцев, можете гулить и агукать в ответ. Услышав свой звук в ответ от мамы, он очень обрадуется, осознав свой первый звуковой контакт. Или включайте записи гуления других детей.
- С разрешения педиатра и после консультации с детским массажистом проводите легкий массаж живота, груди, щек, подбородка крохи и, одновременно, произносите детские потешки, читайте стихи.
- Отвечайте улыбкой, приветливым выражением лица на произнесенные младенцем звуки.
Разговаривайте ласково, доброжелательно. Неторопливая речь подталкивает ребёнка к подражанию. Предложения должны быть короткими, чтобы малышу было проще понять смысл сказанного.
Внимание! Развитие языка — показатель общего развития ребёнка. Редкое общение со взрослыми оттянет момент произношения первых звуков.
Если ребёнок на протяжении нескольких месяцев не пытается произнести ни звука, об этом следует сообщить участковому педиатру. Исходя из особенностей развития ребенка доктор сделает вывод, почему ребёнок молчит.Сообщит, нужно ли обследование у невролога или родителям необходимо просто больше времени уделять общению со своим чадом.
Читайте также:
Как развивается интеллект ребенка с рождения до трех месяцев
Особенности периода гуления
Некоторые младенцы не спешат произносить звуки, сначала внимательно слушают. Другие испытывают удовольствие от повторения одних и тех же звуков. Смеются над понравившимися. Родители замечают, когда ребёнок начинает гулить и агукать, «репертуар» расширяется почти ежедневно.
Некоторые дети не спешат разнообразить диапазон произносимых звуков, повторяют одни и те же — «репетируют». Возможны периоды затишья — замедления речевого развития после 5 месяцев. В этом случае родителям надо просто подождать следующего этапа развития языка.
Полезные советы
- Чтобы помочь ребенку, надо говорить с ним, петь, осуществлять тактильный контакт, побуждать к общению.
- Для тренировки слуха рекомендуется использовать погремушки, ксилофон, игрушечные музыкальные инструменты.
- Как показали исследования, если родители много разговаривали с младенцем после рождения, то такой ребёнок в будущем покажет более высокие темпы речевого и умственного развития.
- Забавно произносить вслед за младенцем первые звуки, которые он издает. Однако родители чаще должны нормально разговаривать, чтобы помочь крохе освоить грамматику и обогатить словарный запас.
- Говорите с ребёнком лицом к лицу, чтобы он мог внимательно следить за движениями губ.
- Больше читайте для расширения словарного запаса крохи.
- Полезно играть в пальчиковые игры, чтобы тренировать мелкую моторику и понимание речи, помочь ребёнку научиться говорить.
- Надувание мыльных пузырей способствует развитию мышц рта, техники дыхания, произношению звуков «с-с-с», «ш-ш-ш».
Большую роль играет пение. Мелодичная интонация мамы успокаивает младенца. Чем тише звучит песня, тем старательнее малыш будет прислушиваться. Знакомая мелодия станет узнаваемой и любимой. Крохе захочется повторять мамины звуки.
Чтобы стимулировать развитие речевых навыков педиатры рекомендуют делать массаж стоп и ладоней. Такая стимуляция не только приблизит момент, когда ребёнок начнет агукать, но и поможет справиться с гипертонусом мышц.
Когда ребёнок начинает лепетать
Гуление — набор звуков, которые делают речь малыша более богатой и интересной . Начиная с шестого месяца, у детей появляется лепет. Как правило, преобладает сочетание «согласный звук + гласный». Например, младенец произносит «ма-ма», «ба-ба».
На заметку! В период 5–7 месяцев дети готовятся к произнесению своих первых слов. Тактильное общение и веселая беседа с родными помогут крохе начать лепетать.
Мамы и папы не могут дождаться, когда ребёнок начнёт гулить и агукать. Язык задолго до того, как ребёнок научится говорить, становится важнейшим элементом отношений между родителями и детьми.
Надо помнить, что темпы развития младенцев — разные. Между имитацией различных звуков, лепетом и появлением членораздельных слов, коротких предложений, которые можно понять, проходит от 9 месяцев до 3 лет.
Основные вехи в развитии языка до года
Органы и мышцы, важные с точки зрения развития речи (губы, язык, слух), как правило, развиты у детей с рождения. Однако в первые 4 недели жизни новорождённые только кричат. Проявляют и развивают разные виды плача.
Крики от голода, боли или усталости обычно отличаются. Одни и те же буквы произнесенные разными интонациями могут говорить как о протесте, недовольстве так и о детском восхищении. Громкость произношения для каждой интонации также различна.
Гуление и агуканье у грудничков – предшественники развития речи. Это важный этап речевого развития младенца, ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных(членораздельных) звуков, но пока не произносит внятных узнаваемых слов.
Языковое развитие в первые месяцы жизни
2 месяца
Второй месяц жизни приносит долгожданную улыбку. Примерно в 1–2 месяца младенец не только кричит, но и «поет» — издает звуки «ааа-гуу», «а-гыы», «г-ыы» и другие. Ребенок гулит, агукает на фоне положительных эмоций, двигательной активности, в приподнятом настроении. Гуление и сопровождающий его «комплекс оживления» взаимосвязаны. Ребёнок также может спонтанно и беспрерывно «болтать» в спокойном состоянии, лёжа у себя в кроватке.
Младенец в возрасте 2–3 месяца уже может распознать поведение мамы, связать с ним свое гуление. Понимание того, что мама радуется произносимым звуком, является стимулом для продолжения общения с окружающими. Поэтому многие дети в ответ на обращенную к ним речь начинают интенсивнее гулить.
3 месяца
Развитие младенца на третьем месяце жизни заключается не только в произношении звуков. Улучшаются слух, обоняние, осязание. До 3 месяцев гуление и агукание почти не связаны со слухом младенца. Постепенно ребёнок учится прислушиваться к собственным звукам.
Особенно быстро развивается область мозга, отвечающая за координацию глаз и рук. На третьем месяце жизни становятся сильнее мышцы головы и шеи. Младенец поворачивает голову в сторону звука, различает монотонные шумы (пылесос, машину). Движения тела становятся более контролируемыми.
Важно! Происходит развитие артикуляционного аппарата. Дети готовятся к произнесению первых слогов, овладению интонаций речи, свойственных родному языку.
4 — 5 месяцев
Многие родители замечают, что ребёнок все заметнее реагирует на общение и игру с ними. Младенец использует улыбку в зависимости от настроения взрослых, узнает лица знакомых людей, отличает от незнакомцев.
На четвертом месяце жизни прикосновения, тактильные ощущения побуждают детей к общению. Массажи, различные гигиенические процедуры помогают чувствовать свое тело. В эти моменты можно узнать, какие прикосновения нравятся младенцам. Также важно с улыбкой смотреть на ребёнка. Если к нему обращаются приветливо, то в ответ он улыбается, гулит.
6 месяцев
Хотя время, когда будет произнесено первое слово, еще впереди, надо разговаривать с ребёнком, читать ему. Следует использовать повседневные ситуации для работы над будущим словарным запасом малыша. Например, называть игрушки, продукты, купленные детские вещи. Можно задавать вопросы малышу и самому же отвечать на них, составлять список покупок для папы.
Если семья двуязычная, то можно разговаривать с ребёнком на обоих языках. Однако существует предположение, что многоязычие в семье приводит к задержке речевого развития детей.
7-8 месяцев
Ребёнок меняет громкость, подачу и скорость общения. В этом возрасте стадия гуления совершенствуется, кроха начинает издавать редуплицированные (удвоенные) звуки, происходит чередование гласных и согласных, которые чаще встречаются в родительском языке. Это могут быть «Ма-ма-ма», «Па-па», «Ба-ба-ба».
В 7 месяцев появляется способность контроля над открытием и закрытием вокального тракта. Начало речевого развития, связанного с окружением детей, характеризуется постоянным повторением определенных слогов. Даже глухие дети могут издавать самые разные звуки в первые полгода жизни. Затем эти попытки сходят на нет из-за нехватки слухового и языкового опыта.
В первые шесть месяцев младенцы издают различные звуки — адаптируются к языковой среде. Они используют ритм и тон речи, знакомые ему по своему окружению. Поэтому первые «высказывания» могут показаться осмысленными, но это не так.
9-10 месяцев
Младенцы подражают не речевым, а речеподобным звукам. Агуканье всё больше начинает походить на разговор. Строение слогов, произносимых ребёнком тесно связано со звуками родного языка.
11 месяцев
Дети пытаются имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми, подражают ритмам, флексиям, тонам взрослой речи.
12 месяцев
Большинство малышей в этом возрасте уже произносят своё первое осознанное слово. Если ваш ребёнок ещё не заговорил в год, но он гулит и лепечет – всё в порядке. Стоит немного подождать.
Гуление ребёнка, во сколько бы месяцев оно не прозвучало впервые, приносит уйму позитивных эмоций родителям.
Читайте также:
Когда ребёнок начинает держать голову
Полезно