Игры для развития речи: в поле зрения существительные

игры для развития речи

Игры для развития речи очень важны. Ведь если с ребенком не играть и не разговаривать, говорить он так и не научиться. После года начинаем активно формировать пассивный словарь существительных. Проще – развиваем понимание ребёнком значений слов-предметов. Ориентируемся не столько на возраст ребёнка, сколько на состояние его речи.

Знакомить ребёнка со словами-предметами лучше смысловыми блоками: игрушки, животные, мебель, посуда… Пользоваться этими обобщающими понятиями осознанно человек сможет только после 3 лет. Но знакомить с ними ребёнка очень полезно для развития мышления.

Начинать лучше с предметов ближайшего окружения. Специальных занятий для этого не требуется – для формирования словаря важно использовать любую повседневную ситуацию.

Читайте также:

Все аспекты развития ребенка в 3 года

Развивающие игры для малышей

Игры для развития речи

Предметы посуды и одежды

Пусть перед едой на столе появятся сразу несколько предметов, например, тарелка, чашка, ложка. «Это посуда, из неё Маша будет кушать…» Покажите и назовите каждый предмет. Наливаете суп и объясняете: «Я наливаю суп в тарелку». Также рассказываете, что будете делать каждым столовым прибором, просите, чтобы малыш взял в руку ложку (чашку…).

Тоже самое делаете, когда одеваете ребёнка. Сначала выкладываете ту одежду, которую предполагаете на него одеть: «Это одежда, сейчас Маша будет одеваться…». Каждый предмет называете, через несколько «занятий» можно просить ребёнка подавать вам одежду.

Если одевание не вызывает у вашего ребёнка энтузиазма, предложите одевать куклу по тому же плану.

карточки для детей одежда

Игра для развития речи «Найди игрушку»

Разложите на видных местах игрушки: «Я спрятала игрушки, а теперь давай их найдём». Называете игрушку, малыш должен её принести. Если ребёнок принёс не ту, назовите её и попросите вернуть игрушку на место. А через некоторое время попросите принести игрушку, которую вы просили сначала.

В эту игру можно играть и с предметами мебели. Эта категория сложнее в силу своего размера. Объясняйте ребёнку, что мебель – это то, что стоит в комнате, на чём люди сидят, спят, за чем они едят. А потом просите просто подойти к дивану, шкафу, столу…

Игра для развития речи «Транспорт и животные»

Ввести предметы из этой группы легче всего с помощью картинок (можно из книг и журналов). Сначала достаточно 3 – 4 картинок, потом увеличиваем. Разложите имеющиеся средства передвижения (3-4 шт.): «Это транспорт. На нём мы ездим…» Показываем картинку и называем транспортное средство.

картинки транспорт детские

По картинкам знакомить ребёнка со словами очень удобно, особенно когда «вживую» показать предмет нет возможности или слишком сложно. Например, познакомить с животными или растениями.

Малыши любят ходить в зоомагазины – отличная возможность узнать названия домашних питомцев. Ведь ассортимент в них долго остаётся одинаковым.

Игра для развития речи «Магазин»

Продукты можно использовать настоящие. Положите перед малышом хлеб, масло, молоко, сыр: «Это продукты — то, что мы едим…». Играйте в «Магазин». Ребёнок – продавец, вы – покупатель. Называйте продукт, который хотите «купить». Малыш должен «продать» вам желаемое. Такую игру можно проводить и с картинками. А ваш «магазин» может быть не только продуктовым.

Играйте в эту игру только после посещения магазина. Для оплаты можно использовать как настоящие деньги, так и ксерокопированные (нарисованные).

Рекомендации по развитию речи

По каждой из названных тем можно проводить игровые занятия минут по пятнадцать. Когда словарный запас малыша будет уже солидным, можно использовать картинки большого формата с изображением улицы, комнаты, двора с играющими детьми…

Сначала рассматривайте такие картинки вместе и называйте изображённые на ней предметы. Не перечисляйте, а рассказывайте о каждом. Через какое-то время можете начать спрашивать малыша, что он на этих картинках видит. Если ребёнок затрудняется, называете и опять рассказываете сами. Спросите ещё раз на другом занятии.

1 комментарий

  1. Моей дочке четыре года. Она рано начала говорить, а когда ей было три года, ребенок сильно испугался, после чего перестал разговаривать, мы обращались к специалистам, но нечего не достигли. Я каждый день занималась с ней, но ребенок отказываался разговаривать. Однажды мы посетили всей семьёй контактный зоопарк и ребенок сам заговорил. Считаю что для того чтобы ребенок начал говорить ему в первую очередь нужно живое общение и положительные эмоции.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*