Как помочь ребенку-школьнику лучше понимать и запоминать прочитанное?

проблемы со чтением у школьников

Количество книг, которые учащиеся должны прочесть в школе, увеличивается с каждым годом. Многим детям трудно понимать, что они читают, особенно когда это не очень интересно или актуально для них. Как дети, так и взрослые, часто ловят себя на том, что дошли до конца страницы, но так и не поняли, что они только что прочли. Помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное могут только родители.

Большинство детей, перейдя в пятый класс, читают меньше или чуть больше ста слов в минуту. Когда читают в слух, еще могут что-то запомнить, но вот про себя, скорость еще падает на 15-20 слов, и ухудшается понимание.

Детям сложно самостоятельно справиться с выполнением задания, выделить главную мысль из текста и пересказать её. Поэтому приходится перечитывать параграф несколько раз, что все равно оказывается бесполезным. Параграфы могут достигать 10-15 страниц, прочитав их все ребенок уже не помнит, что было вначале. Всех усилий хватает лишь на то, чтобы связать буквы вместе и прочитать текст, но не запомнить его. Родителям приходится сидеть и объяснять ребенку, читать вместе и пересказывать, о чем текст, какая в нем главная мысль.

Многократное чтение одного и того же отрывка, параграфа или произведение не решит проблему с запоминанием текста, а только еще больше оттолкнет школьника от  чтения книг, и усугубит отношения с родителями, заставляющими десять раз перечитывать одно и то же, и пересказывать.

 Как сделать чтение эффективным?

Многие стратегии, используемые во время чтения, помогают улучшить память и понимание. Это попытка угадать то, что произойдет дальше, связать прочитанное со своими интересами и опытом. Соотнести новую информацию с тем, что мы уже знаем, а также изучение рисунков, графиков и иллюстраций, которые сопровождают текст.

Понимание и запоминание текстов, как и любая новая информация, основано на связи нового с уже известным. Оптимальный результат достигается, когда мы используем уже существующие связи в памяти.

Связывая новую информацию с имеющимся опытом, нейронные цепи активируют долгосрочную память. Когда дети думают о том, как соотносится то, что они читают, с их интересами, они становятся более внимательными и сосредоточенными.
Попытки предсказать, что будет дальше, повышают интерес, усиливая любопытство. Прогнозы побуждают мозг оставаться внимательным и максимально включенным в процесс чтения.

Как решить проблему со чтением

ребенок не запоминает что прочитал

На самом деле, здесь проблема не в самом чтении, а в низкой когнитивной функции. То есть, у ребенка плохо развито внимание, память, восприятие, быстрое мышление. Нужно работать над развитием этих навыков.

Что для этого нужно

  • Пересказ коротких текстов не больше 10 строк. Пусть это будет то, что интересно ребенку, от школьных книг у него и так отвращение.
  • Пазлы до 50 шт. За раз нужно сложить всю картинку.
  • Упражнение «Волна». При чтении, через определенное количество строк, книгу нужно поворачивать на 90 градусов и продолжать читать.
  • Расширение словарного запаса. Чем больше ребенок знает слов, и их значений, тем легче ему будет запомнить текст. Играйте в интелектуальные игры, составляйте маленькие слова из одного большого, подбирайте слова на одну и ту же букву, разгадывайте кроссворды, сканворды.

Как помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное

как помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное

Предложите детям делать маленькие заметки на клейких листочках.
Их задача — закончить фразу на каждом листочке и приклеить его на страницу, которую они читают. Эти «подсказки» побудят их делать прогнозы, соотносить прочитанный материал со своим опытом и обращать внимание на иллюстрации.

Какие фразы можно написать на листочках?

Пусть дети обращаются к тексту напрямую, называя его на «ты», как будто это партнер в разговоре.

«Подсказки», которые используются перед чтением, чтобы попробовать предсказать, что будет дальше:

— Я думаю, ты мне расскажешь о…
— Я уже кое-что знаю о тебе, поэтому я считаю, что…

А эти «подсказки» заполняются после краткого ознакомления с текстом, который нужно прочесть:

— Что говорит заголовок этого раздела о том, что будет дальше?
— Что означает эта картинка (график, диаграмма и т. п.) и как она связана с темой текста?

Есть «подсказки», которые используются в процессе чтения для осмысления прочитанного:

— Ты похож на то, что я уже знал раньше, поскольку ты напомнил мне о…
— Я бы предпочел увидеть картинку, которая изображает… (дети могут нарисовать или описать свое изображение)
— Это не то, что я ожидал, потому что…
— Это подсказало мне идею о…
— Я хочу узнать больше о…
— Эта информация может быть полезна мне, потому что я интересуюсь…
— Я думаю, что это будет на экзамене, поэтому…

Почему это работает?

Заметки полезны в нескольких отношениях. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Они не требуют развитых навыков письма и не вызывают стресса. При их использовании улучшается понимание информации, навыки запоминания текста и отпадает потребность перечитывать одно и то же по нескольку раз.

Дети не только испытывают больше удовольствия от чтения, но и получают мотивацию узнавать новое. Они развивают уверенность и способность усваивать новую информацию. Это расширяет их возможности, увеличивая доступ к богатейшему миру текстовой информации — в книгах, газетах, журналах, Интернет и даже на коробках с хлопьями!

Помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное — задача заботливых родителей. Одному малышу с этим не справиться. Запаситесь терпением, и уже через месяц активных тренировок, проблемы со чтением останутся позади.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.