Как помочь ребенку-школьнику лучше понимать и запоминать прочитанное?

проблемы со чтением у школьников

Количество книг, которые учащиеся должны прочесть в школе, увеличивается с каждым годом. Многим детям трудно понимать, что они читают, особенно когда это не очень интересно или актуально для них. Как дети, так и взрослые, часто ловят себя на том, что дошли до конца страницы, но так и не поняли, что они только что прочли. Помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное могут только родители.

Большинство детей, перейдя в пятый класс, читают меньше или чуть больше ста слов в минуту. Когда читают в слух, еще могут что-то запомнить, но вот про себя, скорость еще падает на 15-20 слов, и ухудшается понимание.

Детям сложно самостоятельно справиться с выполнением задания, выделить главную мысль из текста и пересказать её. Поэтому приходится перечитывать параграф несколько раз, что все равно оказывается бесполезным. Параграфы могут достигать 10-15 страниц, прочитав их все ребенок уже не помнит, что было вначале. Всех усилий хватает лишь на то, чтобы связать буквы вместе и прочитать текст, но не запомнить его. Родителям приходится сидеть и объяснять ребенку, читать вместе и пересказывать, о чем текст, какая в нем главная мысль.

Многократное чтение одного и того же отрывка, параграфа или произведение не решит проблему с запоминанием текста, а только еще больше оттолкнет школьника от  чтения книг, и усугубит отношения с родителями, заставляющими десять раз перечитывать одно и то же, и пересказывать.

 Как сделать чтение эффективным?

Многие стратегии, используемые во время чтения, помогают улучшить память и понимание. Это попытка угадать то, что произойдет дальше, связать прочитанное со своими интересами и опытом. Соотнести новую информацию с тем, что мы уже знаем, а также изучение рисунков, графиков и иллюстраций, которые сопровождают текст.

Понимание и запоминание текстов, как и любая новая информация, основано на связи нового с уже известным. Оптимальный результат достигается, когда мы используем уже существующие связи в памяти.

Связывая новую информацию с имеющимся опытом, нейронные цепи активируют долгосрочную память. Когда дети думают о том, как соотносится то, что они читают, с их интересами, они становятся более внимательными и сосредоточенными.
Попытки предсказать, что будет дальше, повышают интерес, усиливая любопытство. Прогнозы побуждают мозг оставаться внимательным и максимально включенным в процесс чтения.

Как решить проблему со чтением

ребенок не запоминает что прочитал

На самом деле, здесь проблема не в самом чтении, а в низкой когнитивной функции. То есть, у ребенка плохо развито внимание, память, восприятие, быстрое мышление. Нужно работать над развитием этих навыков.

Что для этого нужно

  • Пересказ коротких текстов не больше 10 строк. Пусть это будет то, что интересно ребенку, от школьных книг у него и так отвращение.
  • Пазлы до 50 шт. За раз нужно сложить всю картинку.
  • Упражнение «Волна». При чтении, через определенное количество строк, книгу нужно поворачивать на 90 градусов и продолжать читать.
  • Расширение словарного запаса. Чем больше ребенок знает слов, и их значений, тем легче ему будет запомнить текст. Играйте в интелектуальные игры, составляйте маленькие слова из одного большого, подбирайте слова на одну и ту же букву, разгадывайте кроссворды, сканворды.

Как помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное

как помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное

Предложите детям делать маленькие заметки на клейких листочках.
Их задача — закончить фразу на каждом листочке и приклеить его на страницу, которую они читают. Эти «подсказки» побудят их делать прогнозы, соотносить прочитанный материал со своим опытом и обращать внимание на иллюстрации.

Какие фразы можно написать на листочках?

Пусть дети обращаются к тексту напрямую, называя его на «ты», как будто это партнер в разговоре.

«Подсказки», которые используются перед чтением, чтобы попробовать предсказать, что будет дальше:

— Я думаю, ты мне расскажешь о…
— Я уже кое-что знаю о тебе, поэтому я считаю, что…

А эти «подсказки» заполняются после краткого ознакомления с текстом, который нужно прочесть:

— Что говорит заголовок этого раздела о том, что будет дальше?
— Что означает эта картинка (график, диаграмма и т. п.) и как она связана с темой текста?

Есть «подсказки», которые используются в процессе чтения для осмысления прочитанного:

— Ты похож на то, что я уже знал раньше, поскольку ты напомнил мне о…
— Я бы предпочел увидеть картинку, которая изображает… (дети могут нарисовать или описать свое изображение)
— Это не то, что я ожидал, потому что…
— Это подсказало мне идею о…
— Я хочу узнать больше о…
— Эта информация может быть полезна мне, потому что я интересуюсь…
— Я думаю, что это будет на экзамене, поэтому…

Почему это работает?

Заметки полезны в нескольких отношениях. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Они не требуют развитых навыков письма и не вызывают стресса. При их использовании улучшается понимание информации, навыки запоминания текста и отпадает потребность перечитывать одно и то же по нескольку раз.

Дети не только испытывают больше удовольствия от чтения, но и получают мотивацию узнавать новое. Они развивают уверенность и способность усваивать новую информацию. Это расширяет их возможности, увеличивая доступ к богатейшему миру текстовой информации — в книгах, газетах, журналах, Интернет и даже на коробках с хлопьями!

Помочь ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное — задача заботливых родителей. Одному малышу с этим не справиться. Запаситесь терпением, и уже через месяц активных тренировок, проблемы со чтением останутся позади.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.




Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.