Гиперактивный ребенок: как не сойти с ума родителям?

гиперактивный ребенок

Гиперактивный ребенок, что делать родителям? Можно найти десятки статей и советов по этому поводу. Недостаток в них только один – их пишут психологи, невропатологи, педиатры, педагоги, которые растят нормальных детей.

А что делать простым, обычным мамам и папам, которые сталкиваются с особенностями характера своего ребенка и совершенно не знают, что с ним делать и как его воспитывать?

Алина: Вот уже полтора года я веду очень активный образ жизни. Я ем на ходу, недосыпаю ночи, быстро убираю квартиру, знаю десяток блюд на скорую руку, могу одеться, накраситься и сделать укладку всего за 12 минут. Дело в том, что полтора года назад я родила гиперактивного ребенка. Диагноз нам поставили еще в роддоме, подтвердили УЗИ головного мозга и десятками тестов, поставили на учет к невропатологу. Каждые полгода мы проходим лечение. Но, как выяснилось, этого мало. Родители гиперактивного ребенка – это и профессия, и призвание, и образ жизни – все в одном. Теперь я – профессионал. У меня есть знания (высшее медицинское образование) и опыт, и этим я готова поделиться с вами.

Для начала определим, что такое гиперактивный ребенок. Представим себе автостраду с тысячами машин. Все в движении, а одна мчит на полной скорости без тормозов. Как можно остановить такую машину?

Есть 2 способа – не мешать, уступить дорогу и подождать пока кончится бензин. Второй – машину остановит препятствие – стена, дерево, другая машина, столб.

Водитель разобьется, потому что не спасут ни ремень, ни подушки безопасности.

Вернемся к нашим детям. У гиперактивного ребенка нет тормозов, в его организме не вырабатывается фермент – глицин, отвечающий за успокоение.

Он не может успокоиться сам. То, что для других баловство, для гиперактивного ребенка – норма жизни.

Он будет бежать, падать, набивать шишки, плакать, успокаиваться и снова бежать. Его девиз: «Вижу цель – препятствий не вижу». И у вас есть 2 выхода – не мешать, а помогать и ждать, когда «закончится бензин» (ребенок перерастет).

Или стать препятствием и привести к необратимым последствиям (неуравновешенность, асоциальность, отшельничество, алкоголизм, наркомания).

гиперактивный ребенок признаки

Читайте также:

Почему ребенок стесняется

Проявление аутизма у детей

Как научить ребенка самостоятельности

Агрессивный ребенок, стратегии воспитания

Гиперактивный ребенок, что делать:

  1. Смиритесь. Ваш ребенок гиперактивный, особенный, требующий индивидуального подхода. Когда очень тяжело, сделайте несколько глубоких вдохов, сосчитайте до 10 и скажите себе: «У меня просто гиперактивный ребенок. Проблема не в нем, а в его голове. Он в этом не виноват». Ведь бесполезно кричать на девочку: «Стань мальчиком» – это невозможно. Вот и гиперактивный ребенок не станет нормальным.
  2. Фильтруйте советы. «Добрые люди» всегда найдут, что посоветовать. Слушайте только профессионалов – опытных, авторитетных медиков (педиатров, невропатологов), психологов и педагогов и только адекватных мамочек с подобными проблемами.
  3. Не игнорируйте эту проблему. Проходите лечение, уделяйте максимум внимания ребенку, не бойтесь перелюбить малыша, в случае гиперактивности это невозможно. Постоянно давайте ему понять, что он – ваше наибольшее сокровище, ваша самая драгоценная ценность. Пусть он будет уверен, что родители любят его и таким особенным, не смотря ни на что. Ваша любовь к ребенку – неоспоримый факт. И только так! Главное – и к другим людям относитесь хорошо. Тогда ребенок будет знать: я самая большая драгоценность для моих родителей, но все люди драгоценны.
  4. Нельзя бить. Ребенок запомнит и обязательно применит это в жизни. Я один раз ударила ребенка по рукам, когда он полез к розетке. Малыш еще неделю бил детей на детской площадке! Отвлекайте. Игрушками, песнями, танцами, чем угодно – отвлекайте.
  5. Нельзя вообще кричать. Я один раз сорвалась, не на ребенка, вообще. Малыш запомнил и почти месяц устраивал подобные истерики. Игнорируйте. Все плохое игнорируйте. Ребенок добивается любой реакции от вас. Негативная реакция – тоже результат. Отсутствие реакции – отсутствие результата. Он поймет, что плохим поведением не добьется вашего расположения и со временем перестанет делать плохо. Лучше чаще хвалите: «Ты сама убрала игрушки? Молодец!», «О, ты съел целых три ложки каши. Умница! Вырастишь большой-большой!». Не стесняйтесь хвалить, тогда и кричать будет не за что.
  6. Обезопасьте пространство. У таких детей плохо развит инстинкт самосохранения. Боль его практически не пугает. Помните это, оставляя нож на доступном месте. Каждая ошибка может стать роковой.
  7. Ограничьте запреты. Запретов должно быть мало (только то, что опасно для жизни) и адекватно развитию. Годовалый ребенок не понимает, что он может разбить вашу любимую хрустальную вазу и порезаться осколками. Вы привыкли приходить домой и отдыхать. Вот и ребенок хочет дома отдохнуть от запретов, ограничений и страхов. Хотя бы дома он хочет просто удовлетворить свое любопытство. Дайте ему такую возможность. Все, что нельзя, должно быть скрыто, недоступно. Не дразните (смотри, но не трогай), не провоцируйте. Поберегите и без того хрупкую психику своего чада.
  8. Режим. Чем строже соблюдается распорядок дня и отдыха, тем реальнее, что ребенок его быстро запомнит и привыкнет. Это значительно облегчит вашу жизнь.
  9. Много играйте. Лучше, когда игрушки часто меняются. Для этого фасуйте их по коробках и доставайте строго по очереди, а не все вместе.

Например, у нас есть игра «покорми зверят». В одном ящике живут 13 разных зверюшек, к каждому из них я написала таблички и нарисовала, что они едят (например: лиса – рыбка, мышка – сырок).

Я читаю табличку, ребенок дает названного зверя и, пока я читаю про него четверостишье, ребенок выбирает для него еду.

Мы учим новые слова, буквы, учимся соотносить предметы, логически думать, развиваем память, учимся учиться, кроме того, мы все рисуем вместе, а это еще одна отдельная развивающая игра!

Еще в одном из ящиков есть 10 фруктов и ягод и 10 овощей и злаков. Первых мы отбираем в корзинку, остальных – в ящик.

Эффект тот же, но игра другая – разнообразие. Также имеется короб с геометрическими фигурами – по 4 круга, квадрата и треугольника, окрашенных в 4 цвета. Учим фигуры, цвета и считаем.

Я часто слышу: «Тебе просто нечего делать». На что я отвечаю: «На данном этапе жизни, мой сын – моя работа, и я с ней справляюсь на отлично. Я точно знаю, что я в него сейчас вложу, то в итоге и получу».

Даже в свои полтора года по умственно-логическому мышлению сын опережает сверстников на полгода и больше. Главное – правильно направить бушующий поток его бесконечной энергии. Не забывайте и об активных играх.

В нашей квартире прятаться тяжело, поэтому мы прячем кукол. Включайте фантазию. Помните, каждая ваша ошибка, леность, приступ агрессии, поблажка себе – может стать роковой.

Каждый день благодарите Бога за то, что вы родители, за то, что ваш гиперактивный ребенок живой, за каждую его улыбку, за каждую минуту смеха, за возможность быть с ним рядом, любить, гладить его спинку, целовать его ручки, видеть, как он растет, слышать драгоценное «мама». Благодарите за то, что он просто есть в вашей жизни.

Важную роль играет ваше отношение. Можно считать, что у него шило в одном месте, что он непослушный проныра и вообще невыносимый, а можно говорить, что он просто целеустремленный, любознательный, активный, настойчивый. Помните, «как вы лодку назовете, так она и поплывет».

Если каждый миг жить по этим правилам, то вы поймете, как вам повезло с ребенком. Он делает вас дисциплинированными, сильными, сдержанными, волевыми.

Гиперактивный ребенок развивает ваше воображение, раскрывает скрытые таланты, он раскрашивает ваши серые будни новыми яркими и веселыми красками, вы ведь для этого его рожали?

3 комментария

  1. У меня ребенок рос очень активным. Сейчас сижу и с улыбкой вспоминаю, как я ему надевала памперс. Получалось только с 5-6 попытки. Пока я прицеливаюсь, Арсений у меня несколько раз перевернется с боку на бок. Пусть дети будут активными, но желательно в меру.

  2. У меня этажом выше живет очень активный ребенок. При этом я неоднократно слышала, как его мать ругает сына бранными словами, просто неприятно слушать такое. Он подрос, начал огрызаться. В итоге ребенок стал неуправляемый, взрослых не уважает. Я считаю, важно искать нужный подход с малых лет, чтобы не было такой ситуации. Можно найти для ребенка занятие, куда он будет направлять свою энергию.

  3. Я даже не знаю, что и добавить к статье) Все написано верно. У моей подруги очень активный сын, она вынуждена постоянно с ним гулять на улице, что бы ему было куда направить свою энергию(игра с другими детками, качели-карусели и т.д). Еще неплохой вариант сдать ребенка в какую-нибудь детскую секцию, это интересно и полезно для ребенка, и мамочке небольшой отдых)

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*