Готов ли ребенок к школе. Советы и тест для родителей

готов ли ребенок к школе

Многие родители спешат отправить ребёнка в школу как можно раньше, а готов ли ребенок к школе?

Родители боятся упустить время, хотят иметь запас времени на всякий случай. А бывает и так, что в садик ребёнок не ходит — нет такой возможности, а маме хотелось бы уже на работу ходить.

Да и утомляет любознательный дошкольник своими бесконечными вопросами, и хочется эту обязанность доверить учителям — они и зарплату за это получают, и лучше знают, как ответить.

Ещё родители могут опасаться, что ребёнок так и вырастет одиночкой, если его не отправить вовремя в детский коллектив. Но спешить тоже не стоит. Иногда лучше подождать год, чем столкнуться с ворохом проблем, которых могло бы и не быть.

Следует понимать, что школа — это не столько обучение как таковое, сколько новая среда со своими правилами и особенностями. И первоклассник должен быть готов к жизни в этих условиях, готов не просто учиться, но именно быть школьником.

Итак, как понять, котов ли ваш ребенок к школе?

Техническая сторона готовности ребенка к школе

Чтобы понять готов ли ребенок к школе, в первую очередь нужно обратить внимание на техническую сторону. Если здесь есть проблемы — об остальном нет смысла даже думать.

Школа — это такое место, где рядом не будет ни мамы, ни старшей сестры — никого из близких. Да, какие-то ситуации учительница сможет решить, но в целом маленький школьник должен быть достаточно самостоятельным.

  • ребенок должен уметь самостоятельно переодеться на физкультуру и обратно,
  • самостоятельно снять и надеть зимнюю одежду,
  • переобуться в сменную и уличную обувь,
  • если речь о девочке — то ещё и поправить причёску.
  • Если ребёнок носит контактные линзы — снимать и надевать их он должен уже сам.
  • Также ребёнок должен уметь сам съесть еду — или из столовой, или ту, что мама дала с собой — и при необходимости привести себя в порядок после этого.

Если есть аллергия или какие-то другие проблемы, из-за которых будущему школьнику нельзя есть какую-то еду — он должен понимать, что эту еду ему нельзя есть (причём не на уровне «мама не видит — значит, можно», а хорошо знать, что будет, если он её всё же съест), и уметь внятно об этом сказать.

Никто не будет следить, чем дети делятся друг с другом на переменке и что конкретно положил повар в тарелку в столовой.

Если ребенок готов к школе он должен также самостоятельно сходить в туалет (а ведь он может быть совсем разных конструкций!), в том числе и быть готовым к тому, что в школьном туалете не так чисто, как в домашнем.

Читайте также:

Развитие навыков общения у ребенка.

8 фраз которые нельзя говорить детям

Как уложить ребенка спать?

Как повысить самооценку ребенка

Ещё следует учесть, что в в школе не получится просто так взять и сходить в туалет, когда захочется — нужно либо успеть это сделать на переменке, либо на уроке отпроситься (а значит — знать, какие слова нужно сказать, чтоб и учительница поняла, и одноклассники не смеялись).

Для мальчиков могут оказаться сюрпризом писсуары в открытом пространстве — как так, другие дети будут смотреть как он делает то, что положено делать только в одиночестве!

грустный первокласник

И, конечно же, деньги. Ребёнок должен уметь ими пользоваться, хотя бы на уровне «купить воды». Также хорошо бы понимать разницу между своими вещами и чужими, что нельзя просто так без спросу взять фломастеры другого школьника, или отдать свои насовсем, рассчитывая на то, что родители купят другие.

К технической стороне относится и необходимость сидеть за партой. Для младших школьников устраивают физкультминутки — но обычно это несколько движений под команды учительницы, да ещё и с учётом ограниченного пространства. Помахали ручками, потянулись, пару раз подпрыгнули, всё.

Так что ребёнок должен быть физически способен усидеть на одном месте хотя бы 15-20 минут, и в целом за день высидеть несколько часов.

Если у него при этом начинает болеть спина — такой ребёнок к школе пока не готов. В сомнительных случаях следует проконсультироваться с врачом. Впрочем, врач в любом случае лишним не будет.

Готов ли ребенок к школе физически?

Физическую готовность ребенка к школе определяют на медосмотре. Обычно от школьников требуют прохождения медосмотра, врач должен подтвердить, что этот ребёнок физически достаточно развит, и готов к школе.

Хорошо бы также проверить зрение и слух — дома проблемы такого рода могут остаться незамеченными, а в школе, особенно если школьника посадят на заднюю парту, очень осложнить ему жизнь.

Также следует обратить внимание на внятность речи. Маленькие дети часто не выговаривают какие-то отдельные буквы, с возрастом это само проходит, или родители обращаются к логопеду.

К школе проблемы такого рода следует решить — нужно, чтоб посторонний человек мог понять, что же школьник пытается сказать. Важно проверять именно на посторонних людях, близкие обычно привыкают к особенностям речи ребёнка и понимают его лучше.

Готов ли ребенок к школе психологически?

Опять же, речь пойдёт не о том, умеет ли ребёнок читать, писать, считать. Школа — это такое место, где мамы нет рядом. В последнее время мобильные телефоны несколько сгладили эту проблему — но всё равно, ребёнок должен быть готов оказаться там, где нет мамы и других родственников. Лучше, если школа не будет первым таким местом.

Что бы понять готов ли ребенок к школе психологически, можно для пробы оставить будущего школьника с подругой, лучше у неё дома, а не на знакомой территории. Если ребёнок ходит в садик — с этим легче, такой опыт у него уже есть. Ещё хороший вариант — кружки, когда мама может сидеть в коридоре, но на занятии не присутствует.

Школа — такое место, где нужно уметь слушаться. Учительница говорит, что делать, и все дети должны делать именно это. Не одновременно, не хором (хотя так тоже бывает) — а выслушать последовательность действий, запомнить и выполнить.

Ребёнок должен это уметь. Проверить проще всего по играм, в которых нужно не реагировать на стимул, а запомнить правила и выполнить их. Всевозможные настольные игры, или те же классики с резиночками.

Ещё не лишним будет проверить, как ребёнок переносит вынужденную близость с незнакомыми людьми. Ведь в школе не получится побыть одному, всё время рядом какие-то люди, дети, учителя, они дышат, пахнут, разговаривают. Это и для взрослого интроверта может быть тяжёлым испытанием.

счастливая первоклассница

Может ли ребёнок делать одно дело 5-10 минут подряд, не отвлекаясь? Может ли он доделать дело до конца, не бросая на середине? Этот навык удобно проверять на раскрасках и подобных занятиях — заодно можно и мелкую моторику оценить.

Напоследок — у ребёнка готового к школе должен быть некий объём знаний об окружающем мире и своём месте в нём. О конкретном содержимом часто спорят, но в любом случае школьник должен знать свои имя, фамилию и адрес, имена и фамилии родителей, братьев, сестёр, хорошо бы ещё имя и адрес кого-то из родственников, к кому можно было бы обратиться в нештатной ситуации.

Если в семье пользуются домашними именами — то ещё и понимать, что домашнее имя — это для своих, а в школе нужно пользоваться официальным. Должен знать свой пол и что из этого следует (хотя бы — в какой туалет идти, и как поступать на физкультуре, когда учитель скажет мальчикам делать одно, а девочкам другое).

Пользоваться мобильным телефоном хотя бы на уровне «позвонить родителям».

Иметь какой-то словарный запас, уметь назвать всё то, что обычно встречается в быту и на улице.

Понимать, что есть темы, о которых не принято говорить с посторонними (и это не только секс, ему ещё не время, а ещё и подробности домашней жизни, например, дорогие покупки).

Знать, как реагировать на попытки постороннего человека угостить конфеткой или увести с собой.

Понимать, какие прикосновения приемлемы между чужими, а какие — только в семейном кругу (или и вовсе только в специальных ситуациях вроде врачебного осмотра).

Иметь элементарные представления о приличном поведении. Часть таких знаний ребёнок впитывает автоматически, наблюдая за поведением старших — но некоторым вещам всё же приходится учить.

И это работа родителей, школа эту работу за них не выполнит. Надеюсь данная статья поможет вам определить готов ли ребенок к школе.

На сайте «ЛитРес» вы можете приобрести электронную версию книги Олеси Жуковой «Готов ли ребенок к школе? Большая книга игр, упражнений и тестов». Книга поможет вам определить степень знаний вашего ребенка, выявить сильные и слабые стороны его развития, и определить степень готовности ребенка к школе.

Готов ли ребенок к школе
Картинка кликабельна

 

Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Психолог Джеральдина Чейни разработала тест для родителей, чтобы оценить степень готовности ребенка к школе. Выполнив его с помощью наблюдения и ответов на вопросы, вы сможете оценить уровень готовности вашего ребенка к школе.

Выберите подходящий для вас ответ, а затем оцените результаты. Стоит ли упоминать, что, выполняя тест, следует быть предельно честными с самими собой?

Оценка развития познания

  • Понимает ли ребенок основные понятия (правый- левый, большой-маленький, верх-низ, виз, под-над)?
  • Умеет ли ребенок классифицировать предметы в группы (стол, стул – мебель)?
  • Может ли ребенок предугадать концовку простого рассказа?
  • Может ли ребенок запомнить и выполнить как минимум 3—4 указания (например, надень тапки, пройди в ванную, там умойся и принеси мне полотенце)?
  • Знает ли ребенок алфавит?

Оценка жизненного опыта

  • Приходилось ли ребенку бывать со взрослыми в общественных местах (магазин, почта, банк) ?
  • Был ли ребенок в библиотеке?
  • Был ли ребенок в зоопарке, в музее, в деревне?
  • Читаете ли вы ребенку регулярно, рассказываете ли истории?
  • Есть ли у ребенка повышенный интерес к чему- либо?
  • Есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

  • Знет ли ребенок названия оснвных окружающих предметов?
  • Легко ли малыш отвечает на вопросы взрослых?
  • Может ли ребенок объяснить, для чего предназначены разные вещи (например, шкаф, пылесос, плита, холодильник)?
  • Может ли ребенок объяснить расположение  предметов: в коробке, на коробке, за коробкой, возле коробки, под коробкой и т. д.?
  • Способен ли ребенок, рассказать историю, или какой-нибудь произошедший с ним случай?
  • Четко ли ребенок выговаривает звуки?
  • Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребенок поддержать общий разговор, разыграть ситуацию или участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

  • Весел ли ребенок дома и среди друзей?
  • Считает ли ваш ребенок что может многое?
  • Легко ли ребенок переносит смену обстановки, изменение в режиме?
  • Способен ли ребенок занять себя самостоятельно некоторое время?
  • Способен ли ребенок соревноваться с другими детьми?

Общительность ребенка

  • Легко ли ребенок включается в игру других детей, делится ли игрушками с ними?
  • Соблюдает ли ребенок очередность в игре и различных ситуациях?
  • Способен и ребенок не перебивая выслушать других?
  • Ребенок хорошо слышит, видит?
  • Он способен спокойно посидеть некоторое время?
  • Развита ли у малыша координация моторных навыков (например, может ли он  прыгать, спускаться и подниматься самостоятельно по лестнице без помощи взрослых и т. п.)?
  • Ребенок большую часть времени выглядит бодрым и увлеченным?

Зрительная память и восприятие

  • Способен ли ребенок различить схожие и несхожие формы (найти картинку, чем то отличную от других)?
  • Может ли ребенок различать короткие слова и буквы(кот/год, б/п)?
  • Может ли ребенок заметить отсутствие предмета, если ему сначала показать несколько, а затем один убрать?
  • Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, окружающих его в повседневной жизни?
  • Способен ли ребенок разложить порядку серию картинок?
  • Может ли самостоятельно, без постороннем помощи, сложить головоломку, картинку из пазлов, включающую 15 и более элементов?
  • Может ли составить небольшой рассказ по картинке?

Уровень слуховых способностей

  • Знает ли ребенок что такое рифма, и может ли рифмовать слва?
  • Различает ли слова, начинающиеся на равные звуки, например, лес/вес?
  • Может ли повторить за взрослым последоватеьно несколько цифр и слов?
  • Может ли ребенок пересказать рассказ, сохраняя основную мысль и последовательность действий?

Оценка отношения к книгам

  • Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?
  • Ребенок любит когда ему читают книги?
  • Задает ли вопросы о значении непонятных ему слов?

После того как вы ответили на вопросы, проанализируйте результаты. Для этого совершенно не обязательно быть психологом.

Посмотрите, на какие вопросы ответы в основном были отрицательными. Вы сможете сделать вывод, на что обратить внимание и поймете насколько ваш ребенок готов к школе.

3 комментария

  1. У меня сын очень хотел в школу, перед первым классом только о ней и слышала. Естественно со своей стороны сделали все возможное, чтоб процесс адаптации к новым условиям был максимально комфортным, на удивление все прошло отлично, он не плакал, не просился домой, не придумывал причин остаться, ему все очень понравилось. Конечно характер у всех детей разный, поэтому и ситуации бывают разные.

  2. Прошла тест и поняла, что приняла правильное решение не отправлять ребенка в этом году в школу.

  3. Еще у ребенка должна быть развита школьная мотивация, с низкой мотивацией дети не учатся а все время играют на переменах и уроках, таким детям лучше пойти в школу на год позже

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*