Кубики Зайцева — это качественно новая методика обучения. Основной принцип — выдать ребенку «все и сразу». Как? Посмотрите сами. Обучаясь чтению, ребенок узнает сразу все склады русского языка, а не по одной букве, как это принято в обычной системе обучения.
При обучении счету малышу предлагаются все числа до ста, а затем и до миллиона. Не вредно ли такое изобилие информации сразу? Нет! Вопреки опасениям ребенок от такого изобилия информации не устает и не теряется.
Ребенок сразу устанавливает необходимые связи между складами или числами. Зайцев уверяет, что дети устают как раз от примитивных развлечений. По методике Зайцева весь русский язык дается ребенку в складах на кубиках и настенных таблицах.
Кубики Зайцева — это русский язык, которым можно поиграть: его можно взять в руки, рассмотреть, вертя в руках, ощутить его вес. Особое внимание автор методики уделяет таблицам.
Самые сложные правила и законы благодаря его систематизации таблиц становятся четкими, понятными и легко запоминаемыми. Кроме того, таблицу можно назвать тренажером для зрения и осанки.
Не нужно неподвижно сидеть, можно ходить и бегать вдоль таблиц в поисках решения. Обучение похоже на путешествие. Таблица — как карта, на которой можно сделать много открытий. Таблица находится всегда перед глазами, информация работает постоянно, повторяется столько раз, сколько ребенок смотрит на таблицу.
Читайте также:
Методика раннего развития Монтессори
Кубики Зайцева, методика обучения чтению
Чтобы разобраться в методике Зайцева, вспомним, что в русском языке есть согласные и гласные звуки, вместе они образуют склады (не путайте со слогами!).
Что такое склад в методике Зайцева?
Итак, существуют согласные и гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Нет-нет, вам не понадобится это объяснять ребенку, в этом просто нет необходимости. Эти термины нужно немного вспомнить вам, так как они иногда будут встречаться в описаниях кубиков.
Склады могут совпадать со слогами, но могут и отличаться. Например, в слове «МАМА» — два склада и два слога, а в слове «СЛОН» — один слог, но три склада — С-ЛО-Н. Или слово «ВДРУГ» —- один слог, но четыре склада — В-Д-РУ-Г.
Как вы видите, склад может состоять:
- из согласного и гласного (БА, ВУ, РЕ, МА и т. п.);
- из согласного и мягкого или твердого знаков (РЬ, ДБ, ВЪ, СЪ и т. п.);
- только из согласного: (Н, П, С и т. п.);
- только из гласного (А, О, У и т. п.);
- никогда не образуют склады два согласных вместе или два гласных (СД, ОУ, ВД и т. п.).
Попробуйте разбить самостоятельно на склады слова: ОН, ДЕТИ, КНИГА, КОТ, АИСТ, а теперь проверьте себя: о-н, де-ти, к-ни-га, ко-т, а-и-с-т.
Склады написаны на гранях кубиков Зайцева.
Кубики Зайцева — это игра-пособие по обучению чтению
Комплект игры состоит из:
- кубиков (или, из картонной развертки, которую надо сложить в кубик);
- наполнителей для кубиков (металлические пробки «деревянные палочки);
- таблиц;
- книги — методички для родителей;
- аудиокассеты с песенками, которые используются при обучении.
Эти оригинальные кубики различаются по 46 признакам, в том числе и по весу. Кубики делятся на большие и маленькие, «железные» и «деревянные», «золотые» кубики с гласными.
- Маленькие — «мягкие» склады.
- «Железные» — это «звонкие» склады.
- «Деревянные» — это «глухие» склады.
Отдельно стоят пять двойных кубиков. Это склады с теми согласными, которые сочетаются не со всеми гласными (например, «ж», «ч»)
Склады Зайцева отлично ложатся на мелодию. Автор методики предложил пропевать склады, а затем и выпустил аудиокассету, на которой под разные мелодии склады пропеваются.
Запомнив попевки, со временем ребенок без труда найдет нужный склад, пропевая (проговаривая) и следя пальчиком по складам в таблице или поворачивая грани самого кубика.
Конечно, правильно поворачивать кубики могут только дети старшего дошкольного возраста и взрослые, а вот искать нужные склады на таблице малыши в состоянии уже в два-три года.
Методика чтения по складам
Вам доводилось слышать хоть раз от знакомых, что ребенок знает все буквы, но пока не читает? Или «читает» по буквам, не складывая в слово. Складовый метод позволяет избежать таких проблем, так как ребенок сразу видит склад и произносит его.
Например, малыш читает не «кэ-о», а «ко» и не задает вопросы, почему это «бэ» и «ю», а вместе почему-то читается «бю». Если правильно подать материал, то склад проще запомнить и узнавать, чем букву.
Кубики и таблицы предъявляются все сразу. И сразу же показываются в действии. Начинают складываться слова, которые можно прописывать указкой по таблице.
Почему все сразу? Зайцев — противник поэтапного знакомства с буквами, долгого «обыгрывания» одного и того же. Все кубики сразу — это один из основных принципов его методики.
Могут ли усвоить сразу такой объем информации дети? Этот вопрос самый популярный среди родителей. Автор методики считает, что не только могут, но и усваивают все с легкостью. В качестве примера он приводит, как это ни странно, игры в карты.
Многие дети четырех-пяти лет с удовольствием играют в «Дурака», «Пьяницу» и прочие игры и на 36, и на 52 картах. Карты берутся и запоминаются ими все сразу. Почему же 33 буквы нельзя выучить за несколько месяцев?
Дело в том, считает Зайцев, что карты — «гениальная дизайнерская и методическая разработка». Буквы же маленькие, все черненькие. Конечно, они не похожи друг на друга, но искать в них различия скучно и трудно. А карты легко запоминаются, они яркие, мгновенно откладываются в памяти.
Созданные Зайцевым кубики различаются по 46 признакам. Предъявляйте их ребенку, как карты, — все сразу, а не по 1—2 кубика за занятие.
- Во-первых, почти все кубики понадобятся вам, чтобы начать писать слова. Это можно и нужно делать уже на первом занятии.
- Во-вторых, играя со всеми кубиками, ребенку проще их запомнить — включаются в работу те самые 46 признаков — сигналов.
Зайцев против!
Азбука
Зайцев выступает против многочисленных азбук, где названия букв привязаны к картинкам: арбуз — А, банан— Б, ведро — В, гусь — Г и т. п. Встретив слово СТУЛ, к примеру, ребенок вспомнит сову, тигра, утку, лягушку, которых нужно перекодировать в предмет мебели. Непростая задача, не так ли?
Термины
Кроме этого, автор кубиков подвергает сомнению раннее знакомство детей с терминами.
«Буквы еще ни одной не ввели, а термины уже все выложили: твердые, мягкие, звонкие, глухие, гласные, согласные», — пишет Зайцев.
Получается, что обучение идет не от конкретного к абстрактному, а наоборот.
Методические сказки
Подвергает критике автор кубиков и всевозможные методические сказки. Достаточно бегло просмотреть текст, столкнуться с рядом выдуманных названий, чтобы понять безжизненность таких идей для обучения ребенка.
Кроме путаницы в голове, потраченного времени на глупые сказки и ненужные термины, такая «литература» не дает больше ничего. «Азбуковедение», «Ошибкоопасное место», «Ошибия», «Таинственная Фонема», «Буквинск», «Складиск», «Числяндия» и т. п., по мнению Зайцева, не должны окружать ребенка.
Знакомство с кубиками Зайцева
Первое знакомство — только с имени, считает Зайцев. Напишите имя малыша кубиками, покажите, покрутите кубики — имя может и измениться.
Написали имя. Теперь можно составить из кубиков и прописать указкой по таблице МА-МА, ПА-ПА, БА-БУ-Ш-КА, КО-Т, КУ-К-ЛА, имена мамы, папы, друзей.
Теперь ребенок сам выбирает слово, которое вы ему напишите кубиками, а потом покажете по таблице. Все быстро, аккуратно, не требуется ни доски, ни мела, ни карандашей и бумаги.
И самое главное — пишут сами кубики!
Математика по методике Зайцева
Беда всех начальных математических программ и вытекающих из них пособий и учебников, считает Зайцев, это их общая установка сначала разделять «один» и «много», затем длительное время считать в пределах 10, затем 20 и т. д.
Зайцев поступает проще. Его пособие «Тысяча плюс и еще…» обучает детей счету в пределах тысячи.
Это четырехцветная лента из картона с числами от 0 до 99 в цифрах и в виде сгруппированных объектов — кружочков и квадратиков. Даже трехлетки довольно скоро от начала занятий начинают находить на ленте любое названное число. Четные и нечетные различаются по цвету. Каждому ясен и состав числа: количество десятков, единиц.
Разрезные карточки представляют число в его отношении к сотне (например, в матрице 10 х 10 клеток 54 закрашенных квадратика и 46 не закрашенных).
Дети четырех-пяти лет легко переходят к сложению и вычитанию в пределах ста.
Шесть кубиков и вторая таблица помогут детям освоить запись и чтение трехзначных чисел, создадут образные представления об их составе — количестве сотен, десятков, единиц.
Третья таблица знакомит детей с записью и названием многозначных чисел.
Самое главное, предупреждает Зайцев, не надоедать ребенку с якобы методическими подходами: что больше, что меньше, на сколько, состав десятка, состав числа и пр. А вот походить вдоль ленты, посчитать по ней, переводя при назывании следующего числа указку в соседнюю правую клетку, поискать задаваемые числа детям совершенно необходимо.
Чем интересна методика Зайцева
Методика обучения по кубикам Зайцева, безусловно, интересна и необычна. Интересен сам по себе «складовой принцип» обучения чтению. Действительно, малышу не потребуется разбивать слово на слоги (слогов очень много, и не всегда их можно выделить безошибочно), складывать буквы, чтобы получить слог, задумываясь, что же получится из «п», «а», «п», «а».
Зайцев включает в работу все каналы восприятия информации у ребенка, а ребенок уже сам выбирает «подходящие» для него. Визуалы могут рассматривать материал, кинестетики — трогать, крутить в руках, аудиалы — слушать и проговаривать (пропевать).
Занятия по системе этого автора не предполагают сидения за партами. Дети много двигаются и свободны принимать удобные для них позы.
Занимаясь математикой, ребенок довольно быстро переходит к операциям с двухзначными числами, благодаря математическим таблицам с первых уроков знакомятся с десятками.
Сомнения и недостатки методики Зайцева
Есть мнение ряда учителей, что дети, обученные чтению по методике Зайцева, впоследствии испытывают трудности в морфологических разборах слов (по составу). Им бывает сложно выделять приставки и корни, суффиксы и окончания.
У многих это влечет за собой непонимание орфограмм и неграмотное письмо. Этот факт не доказан, однако мнение существует и довольно часто приводится противниками методика Зайцева.
К минусам в исполнении наглядного материала по этой методике можно отнести непрочность кубиков. Даже укрепленные дополнительными вкладышами кубики в руках двухлетки быстро могут прийти в негодность. Отсюда нежелание многих родителей давать материал в руки крохе, что противоречит подходу Зайцева «давать все и сразу».
У нас были Кубики Зайцева, довольно таки неплохие результаты мы с ними получили. Дочка быстро научилась складывать слова и произносить их. Долго учили сами буквы. Важно начать заниматься с малышом именно в том возрасте, когда он уже к этому готов, тогда и методики обучения будут легче осваиваться. В целом я довольна кубиками, в школу пошли подготовленные!
По описанию интересная методика. С цифрами не совсем поняла, а вот изучение складов представляется вполне логичным и понятным. Может точно также было бы увлекательно складывать слова и из привычных нам слогов. Тем более, что школьное обучение русскому языку берет их за основу. Помню мне самой было очень сложно понять традиционные слоги, но потом дело пошло. У Зайцева совершенно другой подход. Сложно сказать, какой лучше.
А мы без всяких кубиков читать научились. Выучили буквы сначала, потом слоги. И как то дочь сама сразу поняла и быстро начала читать. Так что я думаю это только голову забивать детям. Потом в школе переучиваться.
Переучиваться в школе не придется, т.к. по методике Зайцева дети постепенно переходят от чтения по кубикам к чтению обычных слов на бумаге.