Приблизительно до трех лет особой разницы в воспитании девочки и мальчика нет. Особенности воспитания девочки сводятся в основном к гигиеническому уходу и заботе о внешности: девочки носят платья, юбочки, и хвастаются друг перед другом красивыми заколками.
На первый же план выступают вещи общие для обоих полов. И девочкам, и мальчикам важно научиться захватывать предметы, собирать пирамидку, вовремя начать ползать, ходить и говорить, с любопытством исследовать окружающий, мир.
После трёх лет различия становятся более существенными. В мир ребенка приходит игра, а значит, и игровые сюжеты, и определённые игрушки.
Особенности воспитания девочки
Заходишь в магазин игрушек — а там два разных отдела. Один — нежно-бело-розовый: гламурные куколки вперемежку со всевозможными красивостями, игрушечная бытовая техника, симпатичные лошадки с кошечками.
Другой — черно-коричневый: конструкторы, транспортные средства, оружие всех мастей. С одной стороны — вполне логично. С другой разве девочке не нужна машинка? Игрушечный транспорт расширяет сюжет игры: куклы катаются на автомобилях, ездят друг к другу в гости на автобусе…
А конструктор, развивающий пространственное мышление, — почему он считается исключительно мальчиковой игрушкой? Кстати, о куклах. Игрушечная красотка с длинными волосами и тонкой талией — это неплохо, но девочке в первую очередь нужны куклы-младенцы, о которых можно пусть понарошку, но заботиться.
Читайте также:
Такой нужный сильный пол
Около трети современных семей — неполные. Мало того: в большинстве случаев, если папа в семье и есть, часто бывает так, что занимается он зарабатыванием денег, дома отдыхает от работы, а воспитание детей лежит на маме.
В основном эту проблему принято обсуждать в связи с тем, что — ах, как же наши мальчики без мужского влияния. Но оно нужно и девочкам! В норме папа для девочки — самый сильный и умный человек на свете, мужчина номер один, и длится такое отношение аж до подросткового возраста.
Что до отношений с другими представителями противоположного пола: интересно, что до пяти лет девочки на детских площадках и в детсадах вполне органично играют и с другими девочками, и с мальчиками, не очень-то деля сверстников по признаку пола.
А уже в старших группах детского сада наблюдается половая сегрегация — девочки начинают дружить с другими девочками, а с мальчиками у них формируются этакие сложно-кокетливые отношения: с одной стороны — вражды («Мы мальчишек не принимаем в игру!»), с другой-взаимного притяжения, интереса.
А уж в школе это все окончательно расцветает: конфронтация — и первые романы, взаимная помощь — и слежка, и подсиживание, и ревность. Богатая палитра отношений между полами.
«Не хочу быть девочкой!»
Бывает, что девочка растёт этакой «пацанкой».Играм со сверстницами в куклы и «дочки-матери» предпочитает громкие мальчиковые забавы, носится по двору с пулемётом, гоняет вокруг дома на велосипеде. И даже порой заявляет маме с папой, что не хочет быть девочкой! На самом деле ничего серьёзного тут нет.
В подростковом возрасте, когда начнётся половое созревание, девочка с неизбежностью попадёт в свою гендерную группу, пройдут и повышенная активность, и некоторая демонстративная агрессивность.
Особенности воспитания девочки: интерес к запретному
То, что дошколёнок испытывает любопытство по отношению к своему телу, — не просто нормально, это хорошо. Правда, интерес к определённым частям тела часто вызывает у родителей опасение, а то и панику. Особенно — у родителей девочек.
Спешу вас успокоить: если ваша малышка что-то такое у себя рассматривает, ничего плохого в этом нет. И даже если несколько дошкольников собрались в уголке и показывают друг другу то, что обычно на людях не демонстрируют, тоже ничего страшного.
Интересно же: у девочек — так, а у мальчиков по-другому! Именно в середине дошкольного возраста особенно интересно: это период повышенного любопытства ко всем «этим штукам».
Правильная взрослая реакция на такие детские шалости — нейтральная, «никакая». Не стоит делать ужасные глаза, кричать («Что ты себе позволяешь? Ты же девочка!»), тем более бить по рукам. Единственное, чего вы добьётесь, — что ваша малышка почувствует себя униженной и испорченной.
Бросаться в другую крайность — покупать девочке умную иллюстрированную энциклопедию с объяснениями, что к чему и зачем («Интересно? Получи!») — тоже лишнее. Научные сведения о половых отношениях мужчин и женщин на этом этапе ещё не нужны.
Картина мира у малышки в дошкольном возрасте образная: мама и папа любят друг друга, и у них появляется ребёночек.
Не нужно её нарушать. Вот позже, в младшем школьном возрасте, когда интерес к собственным половым органам неизбежно снизится (в психоанализе это называется «латентная фаза»), к этим «вещам» у девочки будет отстранённое отношение, и более подробная информация о таинстве деторождения её нежной психике уже не повредит.
Воспитание женщины в девочке
В современном обществе с вопросами воспитания пола всё обстоит двояко. С одной стороны, грань стирается: женщины все чаще занимаются мужской работой, на экранах телевизоров мы видим женские драки, женский бокс и женский футбол.
В обществе востребованы, скорее, не феминные, а маскулинные черты: агрессивность, честолюбие, напористость — в том числе и в женщинах.
С другой стороны, проблема пола постоянно поднимается, о ней много говорят и пишут. Может быть, это своеобразная попытка вернуться к тем временам, когда социальные роли мужчин и женщин были строго фиксированы?
Возможно, поэтому многие женщины сейчас увлекаются полузабытыми видами рукоделия вроде фелтинга (валяния), хлебопечением-чтобы как-то удержать свою женскую сущность, отличиться от мужчин?
Ведь что такое настоящая женщина? Часто её характеристики сводятся к внешней красоте; и девочек с малолетства ориентируют на украшательство — лаки, блёстки, заколки и прочий гламур. А ведь женское естество-это далеко не только самолюбование, это нежность, доброта, отзывчивости заботливость, хозяйственность…
Хорошо, если мы будем об этом помнить, воспитывая наших девочек.
Оставьте первый комментарий